Межрайонная ИФНС России № 22 по Челябинской области информирует по досудебному урегулированию налоговых споров:
Вопрос: Вправе ли организация при подаче жалобы на вступившее в силу решение налогового органа приложить к ней документы, ранее не представленные в процессе проведения налоговой проверки (первичные учетные документы, договоры)?
Ответ: Организация при подаче жалобы на вступившее в силу решение налогового органа вправе приложить к ней документы, ранее не представленные в процессе проведения налоговой проверки (первичные учетные документы, договоры).
Обоснование: В соответствии с п. 2 ст. 139 Налогового кодекса РФ жалоба на вступившее в силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, может быть подана в течение одного года со дня вынесения обжалуемого решения.
Согласно п. 2 ст. 139.2 НК РФ в жалобе указываются:
1) фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица, подающего жалобу, или наименование и адрес организации, подающей жалобу;
2) обжалуемые акт налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц;
3) наименование налогового органа, акт ненормативного характера которого, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются;
4) основания, по которым лицо, подающее жалобу, считает, что его права нарушены;
5) требования лица, подающего жалобу.
Как следует из п. 5 ст. 139.2 НК РФ, к жалобе могут быть приложены документы, подтверждающие доводы лица, подающего жалобу.
В НК РФ не раскрывается состав или перечень документов, которые могут быть приложены к жалобе.
В соответствии с п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Запрета на приложение к жалобе документов, ранее не представленных в процессе проведения налоговой проверки налоговому органу, в частности первичных учетных документов, договоров, НК РФ не устанавливает.
Данный вывод подтверждается судебной практикой.
Арбитражный суд Поволжского округа в Постановлении от 18.12.2014 N Ф06-18519/2013 не принял довод налогового органа о том, что предварительные договоры купли-продажи и платежные документы индивидуальный предприниматель представил только с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган, тем самым лишив возможности проверить достоверность этих документов. Как разъяснил суд, НК РФ не содержит запрет на представление в вышестоящий налоговый орган документов, ранее не представлявшихся в налоговый орган, проводивший проверку.
Таким образом, организация при подаче жалобы на вступившее в силу решение налогового органа вправе приложить к ней документы, ранее не представленные в процессе проведения налоговой проверки (первичные учетные документы, договоры).
Вопрос: Организация подала в вышестоящий налоговый орган жалобу на решение, приложив к ней документы, отсутствовавшие на момент проведения проверки и принятия решения по ее результатам, с пояснением причин их отсутствия. Вправе ли вышестоящий налоговый орган отказаться от рассмотрения указанных документов?
Ответ: Вышестоящий налоговый орган не вправе отказаться от рассмотрения представленных с жалобой документов в случае наличия пояснений причин, согласно которым у налогоплательщика отсутствовала возможность представить такие документы налоговому органу ранее.
Обоснование: В соответствии с п. 5 ст. 139.2 Налогового кодекса РФ к жалобе могут быть приложены документы, подтверждающие доводы лица, подавшего жалобу.
На основании п. 4 ст. 140 НК РФ документы, представленные вместе с жалобой на решение, вынесенное в порядке, предусмотренном ст. 101 или ст. 101.4 НК РФ, или вместе с апелляционной жалобой, и дополнительные документы, представленные в ходе рассмотрения соответствующей жалобы до принятия по ней решения, рассматриваются вышестоящим налоговым органом, если лицо, подавшее соответствующую жалобу, предоставило пояснения причин, по которым было невозможно своевременное представление таких документов налоговому органу, решение которого обжалуется.
Данное условие сформулировано исчерпывающе, то есть не требует от налогоплательщика документально подтверждать факт того, что было невозможно своевременно представить такие документы налоговому органу, решение которого обжалуется.
Правомерность данных выводов подтверждается судебной практикой.
В Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 12.08.2015 N Ф06-26273/2015 по делу N А55-22321/2014 суд согласился, что положения п. 4 ст. 140 НК РФ обязывают подателя жалобы предоставить только пояснения относительно причин невозможности представления указанных документов в ходе проверки.
В Постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.04.2015 N 11АП-2554/2015 по данному делу суд отметил, что управление ФНС России по субъекту РФ необоснованно отказало организации в рассмотрении представленных документов по причине документального неподтверждения налогоплательщиком факта, изложенного в предоставленных пояснениях, тем самым предъявив организации дополнительные требования, не предусмотренные п. 4 ст. 140 НК РФ, положения которого обязывают подателя жалобы предоставить только пояснения.
Вопрос: Вправе ли организация обжаловать решение налогового органа, принятое по результатам налоговой проверки, в судебном порядке, в случае если вышестоящий налоговый орган оставил жалобу без рассмотрения ввиду её неподписания представителем организации?
Ответ: Организация не вправе обжаловать в судебном порядке решение налогового органа, принятое по результатам налоговой проверки, после того как вышестоящий налоговый орган оставил поданную ею жалобу без рассмотрения по причине неподписания жалобы представителем организации.
Обоснование: В соответствии с п. 2 ст. 138 Налогового кодекса РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 139.2 НК РФ в редакции Федерального закона от 01.05.2016 N 130-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 130-ФЗ) жалоба подается в письменной форме. Жалоба подписывается лицом, ее подавшим, или его представителем. Жалоба может быть направлена в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Вышестоящий налоговый орган оставляет без рассмотрения жалобу полностью или в части, если установит, что жалоба подана с нарушением порядка, установленного п. 1 ст. 139.2 НК РФ, или в жалобе не указаны акты налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц, которые привели к нарушению прав лица, подавшего жалобу (п. 1 ст. 139.3 НК РФ в редакции Закона N 130-ФЗ).
В п. 3 ст. 140 НК РФ указаны виды решений, которые вышестоящий налоговый орган может принять по итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы).
Учитывая изложенное, НК РФ предусматривает оставление без рассмотрения вышестоящим налоговым органом жалобы налогоплательщика, если она им не подписана. Данное обстоятельство не препятствует налогоплательщику обратиться в вышестоящий налоговый орган с жалобой повторно.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации организацией не соблюден досудебный порядок обжалования решения налогового органа. Для того чтобы обжаловать решение налогового органа в судебном порядке, организации необходимо повторно обратиться в вышестоящий налоговый орган с жалобой и получить решение вышестоящего налогового органа по результатам рассмотрения данной жалобы.