
За 12 месяцев 2024 года в Челябинской области ущерб от преступлений, совершенных с использованием информационно-коммуникационных технологий составил 3 млрд. 714 млн. руб. ГУ МВД России по Челябинской области информирует о наиболее распространенных ИКТ – преступлениях:
1. Мошенничество под предлогом инвестирования в ценные бумаги и криптовалюту, при котором злоумышленники представляются финансовыми брокерами и заманивают граждан «исключительными» предложениями, возможностью получения высокого дохода, используя названия крупных нефте-газодобывающих компаний и холдингов, таких как «Binance», Газпроминвестии, ТинькоффИнвест, вынуждают потерпевшего вносить крупные суммы без возможности дальнейшего вывода денежных средств. Потерпевшие: все категории граждан независимо от пола, образования, экономического, национального, социального статуса, а также возраста.
2. Мошенничество, при котором злоумышленники представляются сотрудниками кредитно-финансовых учреждений и правоохранительных органов, используя методы психологического воздействия и пользуясь доверчивостью граждан, вынуждают потерпевших сообщать персональные данные, сведения о финансовом состоянии и информацию о наличии автотранспорта в собственности. Затем под манипулятивным воздействием мошенников потерпевшие переводят денежные средства на якобы безопасные расчетные счета (в отдельных случаях переводят деньги, вырученные от срочной продажи автотранспорта, недвижимости, сделку по срочной продаже имущества организуют сами мошенники). Потерпевшие: все категории граждан, независимо от пола, образования, экономического, национального, социального статуса, а также возраста.
3. Мошенничество под предлогом взломанной учетной записи на портале Государственных услуг, при котором злоумышленники, маскируясь под представителей операторов связи, убеждают потенциальную жертву, что срок действия SIM-карты истек. Под предлогом продления договора на обслуживание абонентского номера злоумышленники просят сообщить код из СМС. На самом деле это оказывается код для входа в личный кабинет на портале «Госуслуги». После того как мошенники получают код, они входят в учетную запись, меняют контрольный вопрос и оставляют сообщение о блокировке аккаунта и необходимости позвонить по указанному номеру. Войдя в учетную запись, мошенники могут оформить кредит на потерпевшего, получить налоговый вычет, продать данные или же собрать информацию о гражданине с целью дальнейшего «адресного психологического давления».